Великий Гэтсби пошел на танцы
В Санкт-Петербурге состоялась мировая премьера балета Константина Меладзе «Великий Гэтсби» в постановке Дуайта Родена с участием Дениса Матвиенко.
Семейный клан Матвиенко (художественный руководитель и исполнитель заглавной партии — Денис Матвиенко, продюсер проекта — его сестра Алена Матвиенко, в главной женской роли — его супруга Анастасия Матвиенко) создал хореографическое шоу продолжительностью чуть больше двух часов. Динамично изложен сюжет: три пары главных героев обмениваются партнерами, тоскуют и погибают. Для простоты запоминания на огромный экран проецируются портреты главных исполнителей с указанием их ролей.
Этот экран — основа сценографического решения Вячеслава Окунева. На него выводятся фотографии, обозначающие место действия: роскошная гостиная в доме Гэтсби, урбанистический пейзаж или мчащееся шоссе, словно увиденное из лобового окна автомобиля. Любовная атмосфера моделируется с помощью звездного неба, луны, романтического профиля господина Матвиенко и светлого лика госпожи Матвиенко с картинно развевающимися волосами. Карты, деньги и револьверы, появляющиеся на экране, намекают на темные делишки главного героя.
Хореограф Дуайт Роден, основатель и бессменный руководитель американской труппы Complexions, постановщик представлений для Cirque du Soleil и танцев к голливудским фильмам, не грузит зрителей избыточной философичностью. Господин Роден учел все танцевальные пожелания участников интернационального проекта: любовные дуэты набиты классическими обводками и высокими поддержками, словно бумажный пакет овощами из супермаркета. В страстных диалогах — предсказуемо отчаянная жестикуляция ногами в высоких батманах и резкие падения на пол.
Зажигают залихватские кордебалетные танцы на каблуках под волнующий джаз: мир чистогана и странных финансовых афер получился весьма привлекательным. В сольных монологах исполнители главных партий скручиваются не хуже описанных Фицджеральдом «окровавленных полотенец на полу ванной», в этих эмоциональных спиралях вся мощь беспросветного пластического отчаяния. Не обошлось без цирковых элементов: в первом акте на бронзовых люстрах три танцовщика исполнили отличный акробатический этюд — не иначе как изображали «близость больших и легких денег, дразнящих их аппетит».
Во втором акте авторами балета было обещано «полное отсутствие этических ограничений», однако ни оргии, ни мало-мальски танцевального разврата зрители не дождались. Лишь в финале на одной из люстр лениво повисел раздетый до трусов господин Матвиенко, символизируя «повышенную чувствительность ко всем посулам жизни».
Об исполнителях первого в истории балета на сюжет «Великого Гэтсби» сказать особо нечего. Бегал по жизненному кругу прекрасный танцовщик Александр Сергеев (Ник Каррауэй). Анастасия Матвиенко в роли игривой Дейзи Бьюкенен капризно топала ножками, но допускала ерундовые технические ляпы в партерных обводках.
Максим Зюзин (Том Бьюкенен) отнюдь не «плечистый блондин» с «довольно надменными манерами» обошелся без «тоскливой погони за безвозвратно утраченной остротой ощущений» — танцевальное решение предлагает лишь энергичную пощечину Миртл Уилсон (Дарья Павленко), которая вообще появляется лишь во втором действии, чтобы истерично помахать руками и чинно-благородно сгинуть под колесами автомобиля.
Наверное, самое интересное танцевальное решение получил Клиффорд Уилсон в партии малозаметного в романе мистера Вулфшима. Биржевой игрок в романе Фицджеральда, в балете Дуайта Родена он предстает маленьким Мефистофелем, пластическим олицетворением падающего и растущего курса доллара: его танцевальные котировки неизменно высоки и вызывают наиболее дружные аплодисменты.
Источник