ТЕРМИНОЛОГИИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА (XVII—XX вв.)
Сокращенные обозначения упоминаемых источников:
A dice— A dice L. Theorie de la gymnastique de la danse theatrale. P. 1859.
A r beau—Arbeau, Thoinot. Orchesographie. Langres. 1588.
В erchoux — Berchoux J. La danse. P. 1806.
В 1 a s i s—Blasts C. Traite elementaire… Milan. 1820.
С а г о s о — Caroso, Fabricio. II ballarino. Venetia. 1581.
Cotgrave — Cotgrave R. A dictionarie of the French and English tongues. 1611.
Despreaux — Desprdaux J.-E. Mes passe-temps. P. 1805, vol. I.
D о r a t — Dorat C.-J. La declamation theatrale. P. 1771.
E n с у с 1. — Encyclopedic methodique. Arts academiques… P. 1786. Danse — p. 312—424. F. —FeuilletR. Choregraphie. P. 1701. 346 Л. Д. БЛОК
Furetiere — Furetiere A. Dictionnaire universel. Amsterdam. 1725.
Lambranzi — Lambrany. G. New and Curious School… L. 1928.
Li vet— Livet Ch.-L. Lexique de la langue de Moliere. In 3 vol. P. 1895.
M. — MeunierA. La danse classique P. 1931. M a 1 p i e d — Malpied N. Traite sur 1’art de la danse. P. 1780(?). Maugras — Maugras G. Les comediens hors la loi. P. 1887. N e g r i — Negri, Cesare. Nuove inventioni di Balli. Milano. 1604.
Niewcastle — Due de Niewcastle. Nouvelle methode pour dresser leschevaux. Nuremberg. 1700. R. — Rameau P. Le maitre a danser. P. 1725. R i с h e 1 e t — Richelet P. Dictionnaire de la langue francaise. In 3 vol. Lyon. 1759.
В. — Ваганова А. Основы классического танца. Л. 1934. Ч.— Чеккетги по: Beaumont С. W. A manual… L. 1922 и Craske and Beaumont. The theory of Allegro. L. 1930.
Adage, adagio. Адажио классического танца до середины XIX в. называлось «faire des aplombs» (Adice, p. 76). Адажио «можно определить как серию различных неустойчивых поз, выдерживаемых в равновесии танцовщицей на пуанте; она исполняет пируэты и переходы из одной позы в другую. Танцовщик — поддержка и «мотор» — дает силу ее движениям и поворотам» (Levinson A. La danse d’aujourd’hui. Paris, 1929,, р. 377). Адажио также — первая половина урока на середине как для танцовщицы, так и для танцовщика, без поддержки и на полупальцах.
А 11 e g r о. Вторая половина урока на середине, построенная на прыжках.
Aplomb. Умение удерживать в танце корпус в устойчивости с соблюдением правильной позы и должных движений данного па. О значении этого слова в XVIII в. см. в настоящей работе.
Arabesque. Арабеск — поза танцующего на одной ноге, причем другая подымается назад совершенно выпрямленная. В. считает четыре арабеска в зависимости от различных сочетаний положения рук и ног. УМ. — два: arabesque ouverte и fermee. у Ч. — пять. Арабеск введен в классический танец в самые последние годы XVIII в., но итальянский комический танец заведомо знал его еще в XVII в. (Lambrany, см. выше).
Blasts (p. 24) первый описывает арабеск и дает такое объяснение происхождению слова: «arabica ornamenta — термин живописи: это орнаменты, составленные из растений кустов, легких веток и цветов, из которых художник слагает свои композиции и заполняет ими части стен, фризы и панно. Термин архитектурный: растительный орнамент из фантастической листвы. Полагают, что этот жанр принесен маврами или арабами, откуда и происходит его имя».
Assemble. Прыжок с одной ноги на две, которые при падении соединяются в V позицию.
F. (р. 71) рассматривает его как вид jete assemble на I позицию и jete emboite на III позицию.
У Caroso (p. 16) и Негри каденция по форме составляет assemble.
Ч. предписывает в прыжке поджимать ноги и соединять подошвы — итальянская манера.
Attitude. Аттитюд — поза танцующего на одной ноге, причем другая подымается назад согнутой. Аттитюда два вида — croisee и effacee (В.) croisee и ouverte (M.).
Richelet (vol. 1, р. 215): «Танцевальный термин. Разновидность положения (posture)». Цитата из «Мещанина во дворянстве» Мольера: «… прекраснейшие аттитюды». Современное значение слово получило в конце XVIII в. (см. настоящую работу).
Balance. Шаг в сторону с Перенесением на ногу корпуса, plie и придвижением другой ноги; в два темпа (M.) и три темпа (Д.).
R— Balance — «па, которое исполняется на одном месте… для начала вы делаете plie на I позиции, переносите ногу на IV, поднимаясь на ее пальцы (полупальцы. —Л. Б.), затем опускаетесь на пятку, а другая нога, остававшаяся на воздухе, приближается; снова plie, и задняя нога опускается на IV позицию, и вы переносите на нее корпус… Я видел… balance и на II позицию, но оно не так грациозно».
В а 11 о п ё. Как общее понятие ballone обозначает вынимание ноги при plie другой ноги (M.). В танце применяются разновидности его: pas de cheval и ballone saute, которое и называется в нашей труппе просто ballone. (В.): вынимание одной ноги на прыжке другой, причем вынутая нога приводится или к колену или sur le cou-de-pied в зависимости от величины прыжка.
В а 11 о 11 ё. Прыжки поочереди на обеих ногах с раскачиванием всего корпуса взад и вперед при выбрасывании ног вперед и назад.
Basque, pas d е. Па в три темпа; первый шаг опи-а сывает дугу en dehors; второй прямой; в третий темп малень-| кий прыжок соединяет ноги в V позицию (М.).
Basque, saut de. М. называет этим именем то, что! у В. описано, как grand pas de basque — предыдущее пад проделанное с прыжками. У М. saut de basque en detoumanti совершенно не схоже с saut de basque В. (см. В., с. 125). F.’, (р. 85) дает запись почти аналогичную М. под названием demi-cabriole en tournant en saut de basque: прыгнуть с поворотом налево на 3/4 тура (делая demi-rond de jambe левой ногой — М), упасть на левую ногу, правая поднята] (?), и довернуться шагом правой до исходного положения.
Здесь неразрешимая неясность: F. не имеет способа обозначить степень поднятия правой ноги; находится ли она sur le cou-de-pied или у колена? Ему это было ясно, когда Ц он писал en saut de basque — известная форма прыжка. У Richelet (vol. Ill, p. 541) есть упоминание saut de Basque. Battement. Отведение и приведение ноги. Richelet (vol. I, р. 279): «Термин учителей танца (maitre a danser). Это движение ногой во время танца, чистое и кокетливое (galant). (Un battement croise, faire un battement. serre)».
F. «Pas battu — это когда нога или ступня ударяет по другой; их три вида — спереди, сзади и сбоку».
R. и Encycl. «Battement. Движения ноги в воздухе, в то время как корпус опирается на другую; они придают блеск танцу… Движения эти образуются и управляются бедром и коленом: бедро отводит и приводит ногу; колено, сги—| баясь, образует батман, скрещивая ногу спереди или сзади ноги упора. Предположите, что вы стоите на левой ноге, правая нога на воздухе и хорошо вытянута; ее надо скрестить впереди левой, приближая ляжку и сгибая колено, и снова вытянуть, открывая в сторону, согнуть сейчас же колено и скрестить сзади, потом опять открыть и продолжать делать то же самое несколько раз как одной ногой, так и другой… Батманы примешивают к другим па… они" делают танец гораздо более веселым»! «Battements simples. Делают, например, coupe вперед левой ногой, и правая нога, которая сзади, делает батман, ударяя левую ногу, и сейчас же возвращается в IV позицию. Этот батман делается вытянутыми ногами, потому что при demi-coupe вперед следует подняться на пуанты (полупальцы. —Л. Б.) и вытянуть ноги, при чем вы и делаете батман; тогда правая нога возвращается назад, левая пятка опускается и позволяет правой ноге встать в IV позицию… Есть батманы, которые делаются иначе; их берут прямо из бедра, как для entrechats, для кабриолей и других балетных па».
Blasis — совпадающие с современными три вида: grands battements, petits battements, petits battements sur le cou-de-p. ied (sic). Описания М. и В. в общем совпадают. У М. интересно grand battement en cloche — campanella XVI в.: бросание ног взад и вперед.
Batterie. В русской практике — заноски. Во время прыжка ноги скрещиваются или ударяются одна о другую один или несколько раз (М.).
Bourree, pas de. Па в три темпа, например, направо: левая нога открывается невысоко, ставится перед правой на полупальцы, правая делает шаг направо, левая снова ставится перед правой и делает plie, в то же время правая открывается невысоко.
F. (р. 63) Pas de bourree ou fleurets. Зарисовано 58 видов. Простейший: три шага вперед, из которых первый с plie и releve. Другие осложняются батманами, rond de jambe и поворотами.
R. (р. 122). Описание соответствует, но указывает, что это fleurets, pas de bourree несколько сложнее, последний шаг — маленький прыжок.
Bras, port des. Переход рук с одной позиции на другую. Об эволюции положения рук см. в настоящей работе.
F. указывает их кратко и говорит, что port des bras «более зависит от вкуса танцующего, чем от правил, которые можно было бы дать».
R. и Encycl (р. 197—199). Добавим к указаниям, помещенным выше. «Руки должны быть открыты на уровне желудка»; «если держать их выше, они будут смахивать на распятие, не говоря о том, что они будут жестче и не так податливы». Но менять их высоту надо в зависимости от роста — высокие держат ниже, маленькие выше. «Кисть руки ни открыта, ни закрыта для сохранения свободы движения. Если большой палец касается до какого-нибудь другого пальца, кисть теряет свободу».
Malpied дает следующие позиции рук:
1-я позиция. Обе руки опущены, а ноги на I позиции.
2-я позиция. Обе руки открыты на уровне плеча, а ноги на II позиции.
3-я позиция. Одна рука остается открытой, а у другой согнута кисть; ноги в III позиции.
4-я позиция. Одна рука остается открытой, а другая coi*| нута в локте; ноги в IV позиции.
5-я позиция. Одна рука остается открытой, а другая с< вершенно закрыта (приблизительно, как для современно! арабеска); ноги в V позиции.
В rise. ОдшГйз видов заносок. М. описывает его ка маленькое assemble battu.
Cabriole. Кабриоль — прыжок с ударом икры одно вытянутой ноги о другую: назад (на арабеск), вперед и в стс рону. Одна нога выбрасывается в желаемую позу, друга| к ней подлетает, после удара падает, а первая остается в позе.
Cabriole tombante или f e r m ё е. Обе ноги падают в IV позицию (М.) или V (В.).
Cabriole встречается под названием с а р г i о 1 а уж у Карозо и Негри в строго разработанной форме. |
Thoinot Arbeau применяет этот термин в его итальянском значении.
Richelet (vol. I, p. 375): «Cabriole, capriole, s. f. Проис| ходит от итальянского capriola, и можно говорить cabriole capriole, но cabriole, по-видимому, более употребительно ) устах танцующих, тех, кто проделывает их каждый день Это — фигурный прыжок танцующего (saut figure), кото рый ловко прыгает и прорезает воздух повторным движение» ног».
Cabriole — манежный термин. Описание возьмем и| Encycl (р. 14): «Des cabrioles (в верховой езде. —Л. Б.). Самьи| совершенный и трудный из прыжков лошади. Поднявшие! в воздух равномерно всем туловищем… лошадь выбрасывает назад сомкнутые задние ноги так далеко и высоко, как можете т. е. до высоты крупа, причем ноги от напряжения щелкают.! Термин кабриоль — итальянское название, данное неаполи-Ц танскими наездниками этому прыжку из-за сходства его СИ прыжком козули, по-итальянски—caprio».
Происхождение названия прыжка cabriole сложилось, вероятно, так: сначала назван был кабриолью прыжок лошади; изображение его, например, у Due de Niew castle i чрезвычайно напоминает прыжок дикой козы со скалы на скалу. Учитель в манеже и учитель танца — иногда одно ицо. Заимствование было естественным, так как «щелка-1 ющий» звук есть и в кабриоли танцовщика.
F. Cabrioles e t demi-cabrioles. Первая данная «demi—cabriole oujete battu» — это наше jete в той форме, как его начинают учить с учениками: левая нога из позиции сзади (здесь IV) делает прыжок, правая приходит sur le coupied сзади. Затем разнообразные виды: cabriole chassee en avant — одна нога выбивает в прыжке другую с места, та остается на воздухе; cabriole droite— из V позиции подпрыгнуть, ударить нога об ногу и упасть в V же; то же с переменой ног. Кабриоли в повороте. Demi—cabriole en tournant un tour en saut de basque — см. выше, saut de basque и, наконец, последняя — cabriole en arriere — принятая у нас кабриоль.
Encycl. (В разделе «Танец».) «Кабриоль —легкий и проворный прыжок, после которого падают на одну ногу… Friser la cabriole — это быстро двигать ногами во время прыжка».
Changement de pied. В прыжке переменить место ног в V позиции. М. указывает сильное поджимание ног и соединение подошв носком вниз — итальянская манера. В. придерживается французской манеры — с ногами, вытянутыми прямо.
Chassee. Продвижение вперед в два темпа. Вывести правую ногу на IV позицию вперед, придвинуть левую к ней, и в то же время правая снова быстро выводится вперед, левая делает plie (М.).
F. Ноги в IV позиции, левая сзади; левая с прыжка ударяет по правой сзади, та подымается и опускается вперед снова в IV позицию. 10 видов.
Chat, pas de или Saut de chat (М.). Сложный прыжок, проделываемый следующим образом: высоко согнуть сзади левую ногу, прыгнуть на правой, упасть на левую, подгибая правую, и сейчас же опустить ее вперед на IV позицию с plie (М.).
Contretemps. Подготовительное движение различного вида для прыжков (М.).
Livet (vol. 1, р. 485).^Новое слово; в 1626 г. его еще нет в словарях; у Furetiere, 1690 — фехтовальный термин;
также и у Guillet. Les arts de 1’homme d’espee, 1682.
Richelet (vol. I, p. 585). «Танцевальный термин. Шаг, идущий вразрез с темпами (сделать изящно contre-temps). Это слово применяется в манеже и учителями фехтования».
F. (р. 74). Подпрыгнуть на одной ноге и сделать шаг другой. Всего 35 видов; есть очень сложные, например: из IV позиции, левая нога вперед, подпрыгнуть, делая полтура, упасть на правую, делая rond de jambe левой; ударить по правой sur le cou-de-pied левой ногой и открыть ее в сторону.
R. (р. 104) описывает несколько видов contre-temps для менуэта,
Encycl. «Contre-temps — прыжок, присоединенный к какому-нибудь па».
Coupe. Подготовительное движения для исполнения следующего па.
Richelet (vol. I, p. 616). «Танцевальный термин. Движение танцующего, который, перебрасываясь на одну ногу, проводит другую вперед или назад».
То же у Livet (p. 503).
Понятие coupe и demi — coupe основное в танцевальной терминологии XVIII в.
F. D e m i-c о и р е (р. 49) — это простой шаг одной ногой (без plie и не скользя) во всех направлениях — прямой, открываемой по дуге наружу, скрещиваемый вперед и назад, украшенный rond de jambe или батманом, с остановкой на полу или на воздухе, с поворотами, с соединением этих осложнений в одном шаге. Coupe (p. 54) — это тот же простой шаг одной ноги и другой скользящий, с теми же и еще большими осложнениями, например: стать в IV позицию, правая нога впереди, сделать шаг левой ногой вперед, подняв правую, занести ее за левую щиколотку сзади, перенести также за щиколотку вперед и открыть, делая rond de jambe en dehors; остановиться с правой, открытой на воздухе. Таких различных зарисовано 106 видов, хотя надо оговорить, что форма вперед и назад рассматривается отдельно.
Encycl. — То же определение.
Courante, temps d e-p as grave. Это скользящий шаг одной ноги с plie и releve, прямой и во всех направлениях, а также и с различными поворотами (F.). В какой форме он входит в экзерсис см. выше.
Couru, pas (В.) или pas de bourrees couru (M.) — серия быстрых маленьких шажков, проделываемых вперед или в сторону на пальцах, не меняя ноги.
С г о i s ё. Термин, обозначающий, что танцующий повернут несколько боком к зрителю, причем передняя нога отчасти скрывает заднюю, так как ноги «скрещены». Обратное понятие efface или о u v e r t см. ниже.
Cuisse, temps de. Па из адажио (M.). Сделать большой батман; опустив ногу, немедленно вернуть ее в ту же позу, в которой она только что была, т. е. в арабеск, на II на 90° или на IV впереди (90°).
D ё b о u 1 е s. То же, что, по нашей терминологии, chai-nes: серия поворотов на полтура по очереди на каждой ноге в одном направлении, очень быстрых и очень компактных (М.). Делаются на полупальцах и на пальцах.
D ё g a g ё. Отведение вытянутой ноги на пол, на небольшую высоту или на 90° вперед, назад или в сторону (М^.
Develop? ё. Вынимание ноги, по русской терминологии. Хорошенько подогнув носок, подымать ногу вдоль ноги упора до колена, откуда нога медленно развертывается на II или IV позицию. Быстрое вынимание лишает это движение его характера.
Е с а г t ё. Это понятие не встречается во французской современной терминологии. Объяснение его см. В. (с. 89) и Ч. (р1. IX).
Е с а г t s. Понятие, часто встречающееся в начале XIX в., — преувеличенное открывание ноги.
Berchoux (р. 51). On aime a voir Achille au milieu d’un ballet Lever la jambe au ciel et tendre le mollet.
Grand ecart. По нашей терминологии, шпагат, па низового комического театра, нашедшее усиленное применение в виртуозном канкане парижских bal publics, как Moulin Rouge и т. д. (см.: Cours de danse fin de siecle. Paris, 1892, illu-stre de L. Legrand, p. 33, «Le grand ecart»; острые зарисовки упражнений в школе эстрадного танца с сопровождающим объяснительным текстом). На балетную сцену шпагат попал уже в начале XIX в. (см. сцену из балета «Вечер у раджи» в Erinnerungen an das К. Ballet zu Stuttgart. Stuttgart, 1826). Закономерность недавнего применения шпагата Ф. В. Лопухо-вым в балете «Ледяная дева» была не понята; Лопухов нашел эту новую краску для передачи своей концепции образа героини, так полно уложившегося в индивидуальности О. П. Мунгаловой; часть критики, публики и даже самых артистов) ничего не сумели увидеть, кроме «акробатики», забывая, что классика всегда черпает новые приемы выразительности из низового театра.
Е с h а р р ё. Прыжок с двух ног на две, из V позиции во II или в IV и обратно.
Efface. Обратное с г о i s ё (см. выше) понятие. Танцующий также повернут несколько боком к зрителю, но ноги не заслоняют друг друга, а видны обе.
Е m b о i t ё. Выбрасываемые поочередно ноги занимают на полу положение одна другой.
En dedans и en dehors. Два понятия обратных друг другу. Они обозначают: 1) направление поворота танцующего или ноги: en dedans — поворот по направлению к ноге упора; en dehors — поворот по направлению от ноги упора;
2) en dehors обозначает также понятие выворотности ног; о коренном ее значении для классики см. в настоящей работе.
В настоящее время выворотность вырабатывается правильным и упорным изучением plie и внимательным исполне-;
ни ем прочих па. XVIII в. прибегал к особому приспособлению для выворачивания колен (boite a redresser les genoux), о котором отрицательно упоминает Новерр, называя его tourne-hanche, и Martinet ]. ]. Essai ou principe elementaire de rart de la danse. Lausanne, 1797 (p. 30), но и он не дает описания. На гравюре Cruikshank‘a 1824 г. (первоначальная дата «1824», стертая, выступает под новой подписью «1835 г.») мы имеем изображение подобной «boite», a Alberic Segond (Les petits mysteres de 1’Opera. Paris, 1844, p. 150) приводит следующее описание, влагая его в уста танцовщицы: «Каждое утро танцмейстер заключал мои ноги в ящик с нарезками. Поставив пятки к пяткам, терпя невыразимую боль, приучалась я держать свои ноги на одной линии». Adice (p. 59): «В былое время во всяком классе были доски, к которым прислонялись, давая выворотность.1 ноге в бедре, ремень, чтобы укреплять носок к палке и раз — | рабатывать подъем, туго набитая подушка, чтобы вывора — | чивать ступню en dehors; были даже специальные приспо — | собления, которых мы не одобряем, но которые доказывают, с какой заботой и как отчетливо изучали свое ремесло». Сам Adice (р. 67) советует, чтобы хорошенько добиться выворотности, «держать ноги открытыми на всех plie, вытягивать их на палке, прижимать к доске и т. д.».
Entrechat. Быстрое скрещивание ног в прыжке. Формы его выяснятся из последовательных описаний. Считаем полезным рассеять ошибку некоторых теоретиков, считающих, что обозначение числа после слова entrechat (entrchat quatre, cinq, six и т. д.) обозначает количество делаемых заносок. Например, в примечаниях к русскому изданию писем Новерра (Л., 1927) комментатор указывает, что Камарго делала «4 заноски; Лани довела это число до 6 и больше» (с. 288). Четыре заноски — трюк, не осуществимый ни для одного акробатического танцовщика, — по исчислению entrechat это дало бы entrechat-seize, дальше entrechat-quatorze не шел ни один трюкач. Цифры эти обозначают число движений ноги: для того чтобы ногу перенести из V позиции позади в V позицию впереди, надо два движения: 1) открыть ногу и 2) скрестить; чтобы отнести назад, опять два. Таким образом, заноска требует четыре движения.
Lyvet (vol. I, p. 313): «Monsieur le pedant faisoit des cab-rioles et des entrechats pa la romanesque, et il sautoit des pieds et des mains comme un crapaut que 1’on mene en lesse» (D’Ouville. Contes, 1644; Paris, Jouuust, 1883, vol. 2, p. 261).
Richelet (vol. II, p. 86). «Entrechat — фигурный прыжок. Это испорченное итальянское слово — capriola intrecciata. Это — capriole croisee. Есть entrechat en toumant, entrechat вперед и entrechat в сторону».
R. (p. 69). Рамо указывает манеру делать entrechat:
«…есть па, в которых работает только бедро, как в battement terre-a-terre, entrechats и в кабриолях — все это балетные па; их надо проделывать только из бедра, когда вы в воздухе, потому что ноги должны быть совершенно вытянутыми для достижения совершенства па: и подъем и колено неподвижны».
Lambranzi зарисовывает «кабриоль прямую вверх) с согнутыми коленями.
F. (р. 86). Entrechats et demi-entrechats. Demi-entrechat — это entrechat-quatre, проделываемое одной приводимой и отводимой ногой при пассивном состоянии другой, так сказать, entrechat «однобокое». Второй вид делается так: начинается с одной ногой, вынесенной en I’air вперед, привести ее sur le cou-de-pied вперед, plie, в прыжке перенести ногу назад и упасть в IV позицию, выведя ту же ногу вперед. Entrechat-trois имеет такой вид: прыжок из IV позиции, скрещивая ноги дальше, чем они стояли на полу; переменить ноги и упасть на переднюю, задняя остается en I’air, после чего делает шаг вперед. Entrechat-quatre делается из II позиции во II. Есть en toumant. Entrechat-six соответствует нашему. Entrechat-cinq начинается с одной ноги en I’air и заканчивается на две.
Encycl. (p. 416). Entrechat. «Легкий и блестящий прыжок, во время которого ноги быстро скрещиваются и опускаются в III позицию». Указывает entrechat-quatre, но также и 6, 8, 10, и 12. Однако последнее «не сценично» — оно «слишком быстро и глаз не может уловить скрещивания. Лучшие танцовщики ограничиваются entrechat-six», например — Дюпре. Делается en face, en toumant и в сторону. «Deroel, танцовщик в опере XVII в., делал, прыгая, кабриоль и, падая, entrechat. Немногие, даже знаменитые, делали тогда entrechat». «Я видел возникновение entrechats танцовщиц; Камарго исполняла блестяще entrechat-quatre; г-жа Лани, первая из французских танцовщиц, сделала entrechat-six».
Epaulement. Отведение одного плеча назад и выдвижение другого вперед согласовано с движением ноги, т. е. вперед идет то же плечо, как и нога.
F 1 е и г е t. Это pas de bourree, как оно исполняется сейчас (Encycl.).
F о и е 11 е. Движение ноги из II большой позиции; оставляя неподвижной верхнюю часть ноги, резким, сухим движением привести носок к колену спереди или назад (М.). На сцене применяется в разных видах, особенно большое aouette en face в адажио и fouette en toumant, исполняемые на пальцах и большими сериями — 32 фуэте, введенные у нас балериной Леньяни.
Gargouillade. Это то же, что pas de chat, но исполняемое с маленькими ronds de jambe (M.).
Encycl. «Это па приличествует для entrees ветров, демонов и духов огня; оно состоит из полупируэта в любую сторону. Одной из ног в прыжке делают rond de jambe en 1’air en dehors, а другой, немедленно, rond de jambe en dedans. Упасть на первую ногу и повернуться на полтура, оставив другую ногу en 1’air. Знаменитый Дюпре делал гаргульяду, танцуя демонов, но он не прыгал так высоко, как принято сейчас; мы ее видели очень высокой и очень совершенной по быстроте в четвертом акте «Зороастра». Г-жа Лионэ (Lyon-nais), которая в нем танцевала роль Ненависти и изображала отчаяние, — первая танцовщица, исполнившая это блестящее и трудное па». В других жанрах danse noble гаргульяда неуместна; как бы блестяще ее ни исполнить, она нарушит всякую композицию такого па. В комическом же танце ее исполняют с успехом, придавая ей веселый характер.
Dorat (p. 161). «Оставьте гаргульяду и рискованные па…».
Gavotte, pas de. Centre-temps en avant.
Glissade. После plie в V позиции одна нога открывается на II позицию, а другая скользит к ней в V позицию с заключительным plie и releve. Можно делать вперед и назад.
Glissade failli. Проходной, короткий глиссад во всех направлениях (М.).
Grave, pas. Pas de courante.
J e t ё. Прыжок с одной ноги на другую, виды его очень многообразны.
J. F. (р. 71) зарисовано 34 вида, в том числе assemble, есть jete en toumant.
Encycl (p. 418) рассматривает jete как неполное па.
L е v ё, temps. Прыжок на одной ноге, с другой ногой, удерживающей позу в воздухе.
Возникновение и развитие техники классического танца
Menuet, pas de. Основное па менуэта таково: при счете 3/4, два такта: шаг правой ногой с plie и releve (раз, два), такой же — левой (три, раз), два маленьких простых шага на полупальцах (два, три) (R.).
Pas. Шаг. У F. перечислены следующие виды:
Шаг прямой, вперед и назад.
Шаг открытый, когда нога открывается, описывая дугу en dehors или en dedans; а также и прямой шаг в сторону называется открытым.
Шаг с кругом (pas rond), когда нога, делая, шаг, описывает маленький rond de jambe par terre en dehors или en dedans.
Шаг tortille; нога, делая шаг, поворачивает ступню en dehors и en dedans; делается вперед, назад и в сторону.
Шаг battu: нога, делающая шаг, ударяет по другой спереди, сзади или сбоку.
Encycl. (p. 119). К прежним названиям шага, pas, прибавле-ны следующие: pas neuf — с plie и releve (sic), pas balance, pas coupe, pas derove, когда обе ноги движутся одновременно в противоположном направлении»; pas glisse, «когда делается шаг более длинный, чем ему полагается естественно — настоящая его величина определяется шириной плеч» (новая мерка, ср. поз. F.). «Pas mignardefs образуются, когда движения ног следят за нотами музыки», например, исполняют восьмые.
Pirouette. Название «пируэт» теперь применяется как имя собирательное; это — несколько туров (поворотов танцующего на одной ноге) подряд Пируэту всегда предшествует preparation (см. это слово). Пируэт унаследован французским классическим танцем от итальянского, где он назывался pirole, pirlotto или zurio. Это слово также общее с манежной терминологией.
Encycl. (p. 9). De la Pirouette. Это поворот лошади на одной задней ноге вокруг себя terre-a-terre.
Негри применяет исключительно пируэты en dedans;
те, которые делаются en dehors, выделены в особую разновидность и называются a rovescio — «наоборот». Замечательно, что эстрадный танец сохранил до сих пор этот пируэт XVI в. — эстрадники в виртуозных турах вертятся всегда en dedaps. Тот же прием принят почти всегда и в характерных балетных танцах.
Loret (1658, цит. у Maugras, p. 110) в описании балета:
«Истина, выйдя из колодца, восхитила своими па и своими пируэтами…»
Richclet (vol. Ill, p. 152). Термин игрушечного мастера — род кубаря.
Pirouetter — это говорится шутя и насмех и значит прыгать, вертясь и танцуя («Sautant, dansant, voltigeant, pirou-ettant, capriolant, nous amvames aux logis», — Voltaire).
Cotgrave. Поворот танцовщика на пальцах.
F. (p. 82). Pirouettes, туры делаются из II или IV позиции, заканчиваются или в те же позиции, или в V; 26 видов;
самый простой — поворот на полтура на обеих ногах; самый сложный — из II позиции тур en dedans, делая ногой rond de jambe en dedans и ударив ногу упора dessus и dessous два раза; закончить cur le cou-de-pied впереди.
В чем заключалось нововведение г-жи Гейнель и Фер-виля? Despreaux (vol. II, р. 292) говорит: «Конечно, пируэ-тировали и до этого времени. Но в 1766 году г-жа Гейнель и молодой танцовщик Фервиль приехали из Штутгарта и дебютировали в Париже. Они так поразили этой новинкой, что все остальные танцовщики стали им подражать и даже превзошли их…» Возможно, что они делали три тура, или применили пируэты в большем количестве, чем это было принято, или, наконец, делали пируэт filee (Blasis), т. е. только на носке, а не отталкиваясь на всяком-туре пяткой, подобно тому как это теперь делается в большом пируэте танцовщика или в fouette en tournant.
Encycl. (p. 420). «Пируэтом называется один или несколько поворотов корпуса, которые танцовщик делает на носке ноги, не меняя места».
Р 1 i ё. Приседание. Значение РИё и теория его применения в классическом танце блестяще разобраны ф. В. Лопухо-вым в его книге «Пути балетмейстера» (с. 35—38).
Positions. Позиция F. (р. 2): «Позиции — это, что обозначает различные места, куда можно поставить ногу, танцуя». Далее (р. 6—8) Фейе указывает десять позиций — пять правильных (bonnes) и пять неправильных (fausses). Пять правильных позиций соответствуют нашим, но они указаны не в полной выворотности, а в половинной (ступни приблизительно под углом в 90°). Расстояние для II позиции указывается в «длину одной ступни», также как и для IV — «между пятками обеих ног длина ступни». Это то же, что и теперь, но если мы вспомним, что позиции, как мы видели выше, — это те места, куда-можно ступать при танце, мы увидим, какие маленькие шажки были приняты в конце XVII в., и они вполне определяют характер всего танца.
Preparations. Подготовительные движения различной формы, которыми берется «форс» — сила для предстоящего вращения и регулируется правильная работа рук и ног.
Rigaudon, pas de (R.) (p. 159). В первой позиции plie, прыжок с открыванием правой ноги при вытянутом колене; в тот же темп правая нога опускается на место, а левая открывается и так же быстро опускается на место; после чего plie и прыжок на месте. Отведение ног надо производить только из бедра.
Rond de jambe par terre или en Г а i г. Круг, описываемый ногой на полу или движением из колена в воздухе. Grand rond de jambe — вращение всей ноги из тазобедренного сустава.
R о у а I е. Один из видов заносок = entrechat-trois или changement de pied с ударом ноги об ногу. Из V позиции во время прыжка ударить ногу об ногу, не скрещивая их, и, падая, переменить ноги.
S аi 11 i е или pas echappe des deux pieds.
Enycl. (p. 423). «Стать в IV позицию на полупальцы правая нога впереди… Вы как бы непроизвольно падете на plie, скользя правой ногой назад, а левой вперед; но моментально возвращаете обе ноги обратно на прежнее место; вы подымаетесь из plie на левую ногу прыжком, тем же движением подводя правую в I позицию… После этого — шаг вперед левой ногой, что называется degage, так как подготовляет ноги к следующему па».
Richelet (vol. Ill, p. 520). «Saillir. Этот глагол для обозначения «прыгать» больше не употребляется».
S a u t. Прыжок.
Richelet (vol. Ill, p. 541—543). Прыжок. Сначала указывает акробатические виды. «Есть разные виды прыжков:
le saut de la сагрё. («рыбка». — Л. Б.) …les sauts perilleux (сальто-мортале) — это те Прыжки, которые итальянцы зовут saiti mortali, потому что их нельзя сделать, не подвергая свою жизнь какому-нибудь риску, и браться за них надо с большой осторожностью».
Танцевальный термин. Есть несколько видов прыжков:
le saut simple, le saut battu, le saut de basque etc. «Sauteur — тот, кто делает прыжки (англичане — лучшие танцовщики и лучшие прыгуны на ярмарке). Sauteuse — та, которая делает прыжки (в 1678 г. на ярмарке Сен-Лоран была saute-use—итальянка, которая делала поразительные прыжки)».
S a u t е и г —термин манежный; и про коня говорят «bon sauter», как и про человека (то же у Due de Niewcastle).
Encycl. (p. 423). «Слово saut обозначает, балетное па — des danses par saut, — когда одновременно подымаются в воздух корпус и обе ноги, чтобы friser la cabriole». «Простой прыжок; …прыжок battu, когда пятка бьет одна о другую один или несколько раз и когда их заносят одну за другую, что называется entrechat». «Saut de basque — это coupe saute en toumant; …прыжок зовут cabriole, когда в воздухе двигают ногами».
Dorat (р. 161): «Пустой механизм достаточен для sauteur» (здесь в смысле акробата); (р. 166): «Эти неловкие sau-teurs» — о неуклюжих Зефирах, т. е. о танцовщиках.
Sissonne. Прыжок с двух ног на одну, в любую позу.
F. (р. 81). Pas de sissonne соответствует нашему понятию во второй половине, но начинается с assemble; разобрано 12 видов, есть sissonne в повороте и с заноской.
Soubresaut. Прыжок в V позиции с двух ног на две ноги, не меняя их. М. указывает soubresaut на одной ноге, тот прыжок, который у нас зовется temps leve, см. выше.
Richelet (vol. Ill, p. 618). «Вид прыжка, исполненного в свободной и веселой манере».
Temps. Простейшее танцевальное движение или составная часть па.
Richelet (vol. Ill, p. 699). Этот термин применяется в манеже и в фехтовании. Blasts определял temps как «термин, обозначающий всякое движение ноги».
Tour. Оборот тела на 360° на полу (пируэт) или в воздухе (воздушный тур — tour en Г air). При обороте тела на 180° — demi-tour. В прошлрм понятие tour входило в более широкое понятие pirouette. Для Blasis‘a tour — однократное вращение тела вокруг своей оси: «Пируэт из трех или четырех туров».