Анджей Бубень: Спектакль «Потанцуем» — о праве каждого человека на счастье

Июнь 12, 2015 at 4:07 пп

На Другой сцене Московского театра «Современник» премьера спектакля «Потанцуем». Эта женскую историю, с актерским трио: Янина Романова, Инна Тимофеева, Дарья Фролова поставил польский режиссер Анджей Бубень. «Вечерней Москве» пан Бубень объясняет, почему художественный руководитель театра Галина Волчек мечтала о постановке «Потанцуем» и почему ему – европейцу с тремя дипломами филолога, режиссера и актера – нравится работать в России.

andzhej-buben-spektakl

— Пан Бубень, у актрис спектакля «Потанцуем» – столько текста, такие длинные монологи, что, возможно, создавало трудности в процессе репетиций? И где танец?

— Текст Людмилы Улицкой очень непростой для артистов. Но когда они нащупывают этот язык, своебразный юмор, возникают миры, которые при другой драматургии невозможны. Америку не открою, если скажу, что артисты «Современника» — замечательные, и если бы они не были такими, с этим материалом вряд ли бы справились. Всех актрис – Янину Романову, Инну Тимофееву, Дарью Фролову выбрала Галина Борисовна Волчек. Это мой первый спектакль в «Современнике».

— Польский театр, как и польский кинематограф — уникальный, неповторимый, со своей философией, психологией, техникой. А чем вас привлекает современный русский театр?

— Минимум раз в год я ставлю спектакль в Польше, чтобы не терять связи с моими соотечественниками. Много ставлю в Европе. Путешествовать по миру, со своими идеями, — весьма любопытно. Но мой дом – в Петербурге. В городе на Неве я не только работаю в театрах, в частности, в БДТ, но и преподаю в театральной академии, причем в двух самых знаменитых мастерских – Юрия Красовского и Вениамина Фильштинского. Между прочим, я – выпускник этой Академии. Почему вернулся в свою альма-матер? Во многом потому, что лучше русских артистов трудно найти.

— Объясните, пожалуйста, в чем преимущества актеров русского театра? Чем они вам так хороши?

— В Европе актер театра выполняет только одну функцию. Хорошо, но только одну. Тогда как российские актеры – многофункциональные и многогранные. Поскольку для российского актера театр – главное, и театр – это дом, семья, жизнь, то ему он отдает всю свою душу, а всему остальному – по чуть-чуть. То есть в европейском и русском театрах — разные приоритеты. У русских артистов самые тонкие душевные струны, за которые их и любят во всем мире.

— На взгляд педагога – нет ли кризиса среди молодых актеров?

— Нет. Талантливых людей в России очень много. Надо только уметь вылавливать талантливых, воспитывать и давать возможность проявиться.

— В спектакле «Потанцуем» — у трех русских женщин – красивых, талантливых, добрых, умных – не очень счастливые судьбы. Даже у двух, которые давно живут в США и работают по специальности, жизнь не удалась. Почему у русских со счастьем – проблематично?

— То, что в жизни немало несчастных событий, — не есть особенность России. Так устроена жизнь, что люди болеют, страдают, разводятся, расстаются, теряют близких, умирают. Жизненные конфликты нужны нам для того, чтобы мы больше поняли про себя, что время, данное нам в этом мире, — короткое, и поэтому необходимо торопиться делать людей счастливыми. Спектакль «Потанцуем» — о праве каждого человека на счастье. Пусть трудное, непростое, своебразное, непостоянное. Без счастья, без любви жизнь теряет вкус. Если зритель узнает себя в героях спектакля (да, мужчины за сценой – невидимые), значит, свою работу мы выполнили правильно.

— Галина Волчек довольна вашей постановкой?

— Галина Борисовна видела наш спектакль и сказала хорошие слова. Она была очень заинтересована в том, чтобы спектакль «Потанцуем» вышел в этом театральном сезоне.

— Какая она – Галина Волчек?

— Великая, энергичная, интересная в общении, умная, тонкая и очень открытая. Несмотря на свой опыт, Галина Борисовна открыта ко всему новому, необычному, и до всего ей дело есть. Она очень хорошо слушает и чутко реагирует. Наше сотрудничество будет иметь продолжение.

— Ни в одном театре Москвы не ставится столько спектаклей о женщинах. Можно было бы подумать о том, чтобы переименовать театр в «Современницы». «Потанцуем» — о женщинах, не так ли?

— В театре очень важно мнение работников сцены, монтировщиков. Знаете, что они сказали, когда обслуживали наш спектакль: «Как же приятно, что о нас, мужчинах, хорошо говорят!». Спектакль – о взаимоотношениях людей.

— В вашей постановке не обошлось без натурализма. Например, Вера так естественно, не по-театральному падает на сцене вместе с тарелкой салата оливье, что хочется зажмуриться? Зачем так правдоподобно?

— Сюжет задан автором. И сцена, в которой женщины напиваются, — не мной придумана. Но актрисы напиваются и падают так обаятельно, что непьющие зрители, которые это видели, сказали: «Как нам хочется выпить!». В спектакле – как в жизни. Ведь люди, которые после долгой разлуки встречаются, да еще в другой стране, выпивают, танцуют, иногда у них что-то разбивается, разливается… Они падают с ног. Но это не лишает их человечености, мечтательности, желания быть красивыми и любимыми. К тому же в театре контраст необходим.

— Пан Бубень, вы ставите по всему миру и, наверняка, знаете – каким должен быть спектакль, чтобы он гастролировал на самых известных площадках Земли?

— Театр делится: на хороший и плохой. Других категорий нет. Очень хорошие спектакли иногда путешествуют. Бывает, что из-за технических вопросов очень хорошие спектакли не гастролируют.

— Какие спектакли в театрах Москвы вам понравились?

— К сожалению, в течение всего года я смотрел только на своих актрис. Все премьеры пропустил. Мне нравится, что сейчас происходит с театром Вахтангова, и очень уважают как режиссера, как человека, как личность его художественного руководителя Римаса Туминаса.

Анжелика Заозерская

Источник